шапка3

 

19 июля отметил 90-летие Владимир Порудоминский

писатель, литературовед, историк культуры, признанный автор биографического жанра

 

Иллюстрация

В ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края» в личном архивном фонде журналиста ЧГТРК Иды Петровны Файерштейн хранится переписка Владимира Ильича Порудоминского и Иды Петровны Файерштейн. Три тома удивительных писем, таких, какими славились лишь прошлые века, написанных тем дивным языком – по всем канонам эпистолярного жанра…

В своей книге «Не забудьте включить телевизор!» Ида Петровна Файерштейн рассказывает о такой сложной, беспокойной, хлопотной, но и невероятно интересной профессии тележурналиста. Одна глава книги посвящена Владимиру Ильичу Порудоминскому, близкому другу Иды Петровны. Они познакомились и подружились на литературном празднике «Забайкальская осень» в 1974 году. И.П. Файерштейн пишет: «Где взять слова, умение рассказать о тех счастливых днях, проведённых в обществе этого удивительного человека, связанного с культурой, духовной жизнью России XIX века не только по роду того жанра литературы, коим он занимался, но и по сути своей: своего интеллекта, своей принадлежности к духовной элите уже нашего времени».

Владимир Порудоминский родился в 1928 году в Москве. Окончил редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института (Литературное отделение). Автор многих книг, очерков, статей по истории русской культуры.

Писал о Пушкине, Гоголе, Владимире Дале, Льве Толстом, Тургеневе, Гаршине, Чехове, Пирогове, Пущине, Брюллове, Ге, Крамском, Врубеле и других выдающихся писателях, художниках, ученых. Его книги выходили в различных издательствах, в сериях «Жизнь замечательных людей» и «Жизнь в искусстве». Долгие годы работал в детской литературе. Известен книгами о русском искусстве для детей — «Первая Третьяковка» и «Счастливые встречи». Книга «Моя первая Третьяковка» (коренным образом переработанная и дополненная) недавно вышла в свет подарочным изданием. Составитель и комментатор изданий русских классиков; разрабатывал, в частности издания нового типа: «Болдинская осень» (совместно с Натаном Эйдельманом), «К нам едет Ревизор» и другие.

Долгие годы занимается изучением жизни и творчества Льва Толстого; автор книг «Счастье, которое меня ожидает» (молодой Толстой), «О Толстом», «Лев Толстой в пространстве медицины».

В последние годы, не отказываясь от прежних творческих интересов, больше пишет прозу. Его рассказы, повести, мемориальные повествования публикуются в российской и зарубежной печати. Три книги прозы Владимира Порудоминского — «Пробуждение во сне», «Одинокая птица на кровле», «Уходящая натура» — увидели свет в петербургском издательстве «Алетейя». Владимир Порудоминский подготовил к печати книгу записок о виленском гетто, переведенную на шесть языков. На иностранные языки переводились и другие работы писателя.

Иллюстрация

Справа - Натан Эйдельман, советский историк и писатель,

Типично российский интеллигент – по происхождению (мама – профессор-медик, папа – профессор, известный ученый, по книгам которого учатся российские будущие врачи), по воспитанию, по окружению своему, проживающий в центре Москвы (в бывшем Замоскворечье).

Можно сказать, что жизнь Владимир Ильич начинал три раза. Первый раз, когда он родился, это произошло в Москве в 1928 году. Его окружали разные, очень интересные люди. Он пристально впитывал детские, а потом подростковые впечатления, и через многие десятки лет передавал хранимые памятью образы подростка, его первые духовные пробуждения, преобразуя их в неожиданную прозу, созданную человеком ранимым, совестливым.

В 50-е годы он начал печататься. Первая его книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей» и посвящалась Гаршину, русскому писателю, поэту, художественному критику. Семён Резник - близкий друг писателя так отозвался о книге: «Она была мало похожа на «обычные» книги ЖЗЛ. В ней не излагались факты «жизни и деятельности» героя, не анализировалось «идейно-художествен-ное содержание» его литературных произведений, а как бы заново проживалась короткая, эмоционально и духовно насыщенная жизнь человека с обостренной совестью, ранимой душой, огромным творческим потенциалом и трагической судьбой. Литературное наследие Гаршина невелико, но все, что им создано, написано кровью сердца. И также написана книга Порудоминского о Гаршине».

Очень интересно, что Владимир Ильич избрал темой своей первой книги именно этого писателя. Видимо, подсознательно чувствуя общность интересов, особую ранимость и особенную гуманность Гаршина, чуть ли не трагическую болезненность его восприятия действительности и даже жертвенность».

В этой первой жизни книги Порудоминского выходили в серии «ЖЗЛ», «Жизнь в искусстве», «Писатели о писателях». Книги издавались огромными тиражами и читатели знакомились с судьбами и духовными мирами Владимира Даля, Николая Ге, Михаила Врубеля, Николая Ярошенко, Карла Брюллова, Ивана Крамского, Александра Полежаева, Ивана Пущина, Александра Афанасьева, Николая Пирогова, Ивана Голикова.

Многие авторы, написав одну-две книги, используют выработанные ими приёмы в следующих трудах. У Порудоминского каждая книга написана по-другому. От героя книги, от новой личности и его духовного мира зависит структура книги и её жанр, композиция и новое художественное написание. Целая библиотека выдающихся творцов. Во всех книгах только одно качество остаётся связь героя с его временем, с судьбой поколения.

Вторая жизнь Владимира Ильича началась в 1994 году. Эмиграция вслед за дочерьми в Германию. «Признаюсь, когда я уезжал из России, я был убежден, что моя активная жизнь, тем более профессиональная работа, завершена, и предполагал совсем иной сценарий своего дальнейшего существования. Но здесь я почувст-вовал раскрепощение, освобождение от многого, что меня угнетало, мешало в каждый данный момент жизни наиболее полно выявлять себя».

В Германии он пишет о другом, в других жанрах. Однажды он сказал: «Я не могу писать, как прежде». Вообще трудно определить жанр его произведений. Это всегда новый жанр художественной прозы, где слиты раздумья и размышления о разных судьбах. Появляются художественные произведения – повести, рассказы, эссе, исследования, которых раньше не было. Он исследует пережитое им самим, его поколением.

Иллюстрация

Прекрасный поэт и критик Татьяна Бек так описывала свои попытки найти ключ к «загадке» этой прозы, жанр которой подчас трудно определить: «Литература повышенного правдоподобия? Автобиографическая эссеистика? Словесный рисунок с натуры? Так или иначе – перед нами лирическая проза, где повествователь (он же – главный герой) чрезвычайно близок к автору, но не тождествен с ним, ибо не эгоцентричен. Он сгущает в себе время, пространство, историю…»

В 1990 годы писатель начинает заниматься найденным дневником его дяди Григория Шура, который тот вёл в Виленском гетто. Появляется книга Григория Шура, отредактированная Порудоминским - «Евреи в Вильно. Записки из Виленского гетто». Большой успех ждал эту книгу, переведённую на русский, немецкий, итальянский языки и иврит.

Еврейская тема стала насущной для писателя. В Санкт-Петербурге в издательстве «Алетейя» в 2010 году выходит книга Порудоминского «Уходящая натура». Книга о трагических событиях, связанных с еврейским народом. Философ и теолог Мартин Бубер назвал евреев общиной, основанной на памяти. «Общая память удерживала нас вместе и дала нам возможность выжить».

В «Уходящей натуре» представлены несколько коротких шедевров о еврейских судьбах. Написана книга простым, прозрачным, чистым языком, лишённым всяких новейших ухищрений. И от того всё ещё трагичней и страшней.

В 2003 году случилось несчастье в жизни писателя, он тяжело заболел. Во время операции, продолжавшейся долго, многое изменилось. Фактически ему дарован был опыт пребывания в небытии и неожиданного возвращения. Редкая удача. Началась новая жизнь, третья.

И опять поиски новых форм выражения художественной прозы. Порудоминский утверждает, что его проза не автобиографична. В 2009 году вышла книга «Одинокая птица на кровле». Название – строка из псалма: «Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле…» Раздумья о юности и старости, о тайне любви, о времени подведения предварительных итогов, о неожиданно подаренном ему опыте пребывания в небытии, разве такое можно придумать, не ощутив самому? Можно ли передать душевное состояние человека, побывавшего в другом мире? Это тоже – подарок жизни - почувствовать так. И писатель передаёт свои ощущения и мысли. В книге две повести. Повесть «Позднее время». «Это книга, – говорит автор, - старого человека о жизни и смерти, о думах и воспоминаниях, разочарованиях и надеждах, которые приносит наше «позднее время». Болезнь одарила меня видениями, странными сопряжениями действительного и фантастического, или, может быть, «параллельного», неожиданными душевными состояниями, в которых я заново открываю себя и мир вокруг». Вторая повесть книги - «Частные уроки». Подзаголовок - Любвеобильный роман. История женщины - её любви, разрушенной ею самой, её карьеры, казавшейся когда-то такой важной и приведшей её судьбу совсем в иную сторону, чем мечталось…

Порудоминский - писатель, владеющий тайной писательской профессии, безгранично талантливый и безгранично скромный. Он прочно вошёл в историю литературы ХХ века. 19 июля этого года ему исполнилось 90 лет.

Яндекс.Метрика