К 90-летию А.П. Ульзутуева


(галерея фоторабот)

к просмотру
Меню

  


  

   21 ноября 2015 года Ульзутуеву Александру Прокопьевичу- участнику Великой Отечественной войны, фотокорреспонденту, члену Союза журналистов СССР исполнилось бы 90 лет.
   Окончив Всесоюзный заочный двухгодичный лекторий по журналистике и фоторепортажу, Александр Прокопьевич всю свою жизнь посвятил фотографии. Работал фотолаборантом, руководителем фотокружка Читинского городского Дома пионеров, ассистентом кинофотокабинета Читинского пединститута, фотокорреспондентом молодежной газеты «Комсомолец Забайкалья». С февраля 1962 года и до ухода на пенсию в 1986 году он - фотокорреспондент областной газеты «Забайкальский Рабочий».
   За эти годы А.П.Ульзутуев объехал весь Забайкальский край, побывал в самых отдаленных деревнях и селах. Его снимки – отражение событий общественной и культурной жизни края. Пейзажи различных уголков природы манят и завораживают своей неповторимостью. Александр Прокопьевич был безгранично влюблен в север нашего региона. За цикл фотографий «Север – любовь моя» он удостоен Диплома I степени Всесоюзного конкурса «Человек и природа». Работы мастера демонстрировались на всесоюзных и всероссийских выставках. Творчество Александра Прокопьевича всегда отличало сенсационность публикаций, поиск новых для газеты тем, показ всего многообразия сельской жизни забайкальцев посредством фотографий. За серию работ «Село и люди» он награжден Дипломом II степени первой областной фотовыставки
   Был первым репортером, который освещал освоение целинных и залежных земель. Вёл фотолетопись Героев Социалистического Труда Читинской области, «Летопись целинных земель совхоза «Приаргунский». Он не только фотографировал, но и писал репортажи, зарисовки, статьи о проблемах села, передовиках производства. За долгие годы, проработанные в журналистике, он стал подлинным фотолетописцем Забайкалья.
   За участие в Великой Отечественной войне Александр Прокопьевич имеет благодарность за боевые действия при освобождении Маньчжурии от японских милитаристов. Награжден орденом Отечественной Войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и «За победу над Японией». Его творческая деятельность получила высокую оценку – медаль «За заслуги перед Читинской областью». За освещение проблем земледелия Забайкалья Александр Прокопьевич награжден медалью «За освоение целинных и залежных земель».
   В ГКУ «Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края» открыт фонд личных документов Ульзутуева Александра Прокопьевича, в котором представлены биографические материалы, статьи, рукописи. Основную часть фонда составляют фотодокументы (негативы, позитивы).


Н.И.Богданова,
архивист первой категории
ГКУ «Государственный архив документов
по личному составу Забайкальского края»



Рассказ

И.А.Лебедь
Рассказ об отце


    …Сашины родители создали семью, будучи вдовыми. На тот момент у матери было две дочери, у отца – двое сыновей. Не заставили себя долго ждать и общие дети: два сына и две дочери. Жили хоть не богато, но счастливо. А в 37-м арестовали отца. Работавший кузнецом, неграмотный отец был объявлен врагом народа. Он так и не вернулся из застенков. После, когда прислали документ о реабилитации, написали, что он умер в тюрьме. К тому времени сводные братья Саши уже «вылетели из гнезда». Оставшись в семье старшим из мужиков, Саша чувствовал ответственность за мать и младших. Он старался помогать, как мог. После школы бежал в столовую, брал там на продажу пирожки, а когда вечером приносил выручку, ему платили зарплату остатками пищи, и он гордо нес их домой.
   Когда началась война, старшие братья ушли на фронт, назад они оба не вернулись. Саша занялся по-настоящему мужской работой, пошел на пилораму плотником и рамщиком. В 1943 году его призвали в армию, было ему тогда неполных 18 лет. Попал в артиллеристы. Артиллерия тогда была на конном ходу. И вот, рота под командованием старшины Ульзутуева была направлена на заготовку сена для лошадей в Шилкинский район. Косили у деревень Савино, Галкино, Зубарево. Сельский Совет находился в селе Галкино, туда и ездил старшина выписывать продукты для роты. Выписывала продукты миловидная девушка Вера, работавшая бухгалтером. Приглянулась она Саше. Понравился и девушке худой долговязый парень, который мог двумя шагами пересечь танцплощадку сельского клуба. Вечерами Саша помогал подруге в её бухгалтерии, ходили на танцы и даже иногда устраивали «бега» верхом на лошадях, так как оба были неплохими наездниками. Бывало, сельские девушки устраивали вместе с солдатами концерты для населения. Саша читал наизусть «Василия Теркина».
   Честный, веселый, приветливый Саша понравился Вериным родителям. Особенно сошлись они с братом Веры Иваном, который сыграл не последнюю роль в дальнейшей судьбе Саши – научил его фотографировать и подарил ему первый фотоаппарат.
   Потом Сашу перевели служить в Дацан, но с разлукой чувства влюбленных только разгорались. Саша писал Вере пылкие письма, часто в стихах. В октябре 1944 года Вера и Саша поженились. Но много еще воды утечет, пока они будут вместе. А пока война и, значит, служба не закончилась.
   В 1945 году, когда началась война с милитаристской Японией, Саша попал на фронт. Воевал в Китае, в Маньчжурии, там и осталась их часть после окончания боевых действий. С женой переписывались, встречались нечасто и недолго. В 1949 году у них родилась дочь Света, папу она увидела только через год, когда он, наконец-то, демобилизовался.
   Александр забрал свою семью, и они переехали в Читу, где и прожили всю оставшуюся жизнь, родив еще одну дочь Ирину и сына Владимира.
   К сожалению, вся переписка между Сашей и Верой была уничтожена. Осталась только одна открытка, которую Вера Васильевна хранит всю жизнь. На ней изображены ярко-голубые незабудки, и написано его рукой:


«С победой, родная!
Мы прошли победные дороги,
Кончилась военная гроза!
И меня ты встретишь на пороге,
Счастьем затуманятся глаза!»


(Фонд Р-386, оп. 1, д. 43, лл.1-4)



Статья

МГНОВЕНИЕ, ОСТАНОВИСЬ!


Алексей Русанов
(Материал перепечатан
из газеты «Забайкальский рабочий»
от 20 декабря 2000г №№ 237-238)


   Когда-нибудь, через сотни лет, дотошный историк будет листать подшивку газет и с любопытством всматриваться в фотографии, напечатанные в «Забайкальском рабочем». Какие тогда были люди? Как они были одеты? Что их окружало? Запечатленные на фотоснимке мгновения жизни лучше всяких статей и корреспондентов расскажут о времени, об историческом событии. Их не приукрасишь. Они – суть жизненной ситуации. Им веришь больше всего. Зафиксировано мгновение жизни.
   Под многими снимками, с 60-х до 90-х годов, в «Забайкальском рабочем» стоит подпись: Александр Ульзутуев.
   В «Забайкалке» было немало талантливых фотокорреспондентов. Они приходили и уходили из газеты. А Ульзутуев создал целую эпоху в «Забайкальском рабочем» своей преданностью и постоянством.
   Молодым рослым крепышом с густой черной шевелюрой, обвешанным фотокамерами, запомнился он мне в 1953 году, когда со своим коллегой журналистом Николаем Савостиным он приехал на шахту «Кадала».
   Шахтеры осваивали новую технику – угольный комбайн «Донбасс». Машинист Гусев добился первых рекордов – при плане цикл в сутки, вырубал своим комбайном полтора плана. Мне, горному мастеру, поручили сопровождать на участок «Запад» корреспондентов газеты. Тогда-то я впервые увидел Александра Ульзутуева за работой. В шахтерской робе, пробираясь по штреку и лаве, он отпускал шуточки и все снимал, снимал разными камерами, которые болтались у него на шее. Как потом выяснилось, ни один снимок не получился, так как в шахте по технике безопасности фотовспышку нельзя было применять.
   Потом мы встретились с Александром, когда на шахте «Восточная» принимали китайскую делегацию. Тоже ходили в забой вместе с зарубежными гостями, были на банкете, который устроил начальник шахты Иконников. Все эти эпизоды есть на страницах газеты того времени. Но мне они запомнились тем, что были связаны с моими первыми шагами в журналистике. Ульзутуев же, Савостин, Граубин, Денисов и другие газетчики были для нас, молодых, кумирами.
   Меня восхищала коммуникабельность Александра. Он умел находить общий язык и с простым рабочим, и с начальством. Свободно разговаривал и шутил, казалось бы, на самые отвлеченные темы, а сам делал свое дело: усаживал и поворачивал как надо «объект съемки», своей неутомимой болтовней снимал напряжение и щелкал фотоаппаратом, когда улавливал удачную сценку, ракурс.
   Запомнились два случая, когда вместе с Ульзутуевым мы готовили материал в газету: я – в «Могочинский рабочий», где был в то время редактором, а он – приезжал по заданию «Забайкалки».
   Драга на реке Урюм в ноябре продолжала промывать золотоносные пески. Золотодобытчики не только продлили намного сезон работы драги, но и добились рекордной съемки драгоценного металла: месячная добыча составила что-то около 80 килограммов. Поэтому и целая бригада журналистов появилась на участке «Мостовка». Лазали вверх и вниз по плавучей фабрике, пытались разговорить молчаливых золотишников. Ульзутуев же снимал и снимал. Потом целый месяц газета печатала его фоторепортажи.
   Возвращались на станцию Мостовка продрогшие и промокшие. На вокзале нас увидел дежурный по станции, сжалился и пригласил к себе погреться. До поезда было еще часа два. Мы, конечно, с радостью согласились. А когда перешагнули порог уютного деревянного домика, стоявшего в сторонке от железнодорожной линии, то в изумлении поняли, что нам здорово повезло. У железнодорожника Новикова Прокопия Сергеевича была не квартира, а музей живой природы. Все стены, углы в горнице были заполнены чучелами птиц и зверей. Новиков был охотник – профессионал, заключал договор на заготовку пушнины и отстрел копытных. А в зимние долгие вечера выделывал чучела зверюшек.
   Публикации в газетах были сенсационные. О Новикове узнали далеко за пределами района и области. О нем писали в «Гудке». И это была одна из творческих удач фотокора Ульзутуева. А Новиков позднее почти всю свою коллекцию подарил Могочинскому музею.
   Мне мало довелось работать с Ульзутуевым вместе. Но те дни, что были проведены с ним, запомнились, врезались в память именно неординарностью его поведения. Старейшие журналисты «Забайкалки» могут рассказать об Александре Прокопьевиче легенды. О том, как во время отпуска он с друзьями уезжал покорять Витим. Или на следующий год устраивали экспедицию в верховья Ингоды, а потом сплавлялись на резиновых лодках вниз по течению. Из каждой экспедиции привозил кучу фотоснимков. В его фотоработах – не только летопись трудовых дел забайкальцев, но и лирические картины неповторимой природы нашего края.


(Фонд р-389; оп.1, д.42 л.1)



ФОТОКОРР



Листаю подшивки местных газет…
В них – жизнь то тиха, то лютует.
Прекрасные снимки – портрет, сюжет.
И подпись: А.Ульзутуев.

Красивые лица, раскованный взгляд…
Завод… Избушка хромая…
На этом снимке – страсти бурлят,
На этом – лучший чабан-бурят,
На этом – парад Первомая.

Писатель…Геолог…Погранзастава
За дальней аргунской далью…
На сердце светлей и радостней стало:
Есть у тебя, Забайкалье,

Такой изумительный фотопевец,
Поэт, летописец, художник –
Неповторимых красот творец,
Фотограф искрою Божьей,

Готовый на собственных крыльях взлететь,
Выделывать пируэты,
Только б заснять этот миг успеть,
А завтра – снимок в газету.

Война опалила его крылом:
Крови вдохнул – до дури…
И танцевал орудийный гром
Вальс „На сопках Манчжурии“.

Он победил! Затем сорок лет
Отдал родной газете,
И для читателей, словно свет,
Снимки прекрасные эти.

Был ты всегда и скромен, и прост,
Друга поймешь и простишь.
Ныне во весь богатырский рост
Ты перед миром стоишь.

Да, журналиста липкой руки,
Привыкшего спину гнуть,
(Слово не выкинуть из строки!)
Мог ты и матюгнуть.

Листаю подшивки местных газет…
В них – жизнь то тиха, то лютует.
Прекрасные снимки: портрет, сюжет
И подпись: А.Ульзутуев.

Ю.Голубинский. 1997г.     А.П.Ульзутуеву

(Фонд р-386,опись № 1, дело № 41, лист 2)

ГКУ Государственный архив документов по личному составу Забайкальского края


Мы будем рады узнать Ваши предложения и замечания о выставке на e-mail: gadls@yandex.ru