ГКУ ГАДЛС ЗК, фонд № Р-388, опись № 1, дела №№19,20,25,28,32,41,49,50,
Фонд № Р-397, опись № 1, дела №№ 188,194,271,
Фонд № Р-472, опись №1, дела №№ 28,33,37,38,39,40,41,42,44,46,47,60,71, материалы видеохостинга YouTube и открытых источников.
ВИА Самоцветы – Строим БАМ
1974 год. Палаточный городок литовских комсомольцев
Наири Пакелиани
Мастер-отделочник из Грузии на подготовке к сдаче жилых объектов ст. Икабья
Пётр Шахантаев
Мастер-строитель из Казахстана, на строительстве постоянных объектов ст. Новая Чара
На необжитой северной земле, в невиданные сроки стали вырастать дома, улицы и посёлки.
Сказочная нежность и красота этих мест остались в названиях станций, разъездов, которые будто созданы для того, чтобы зарифмовать их и положить на музыку: Леприндо, Сюльбан, Кодар, Икабья, Куанда…
С приходом в глухую тайгу строителей БАМа загудела земля, и наступил конец тихой, схоронившейся от чужаков жизни. Расступилась тайга. Прилетели, приехали, разбрелись по всей тайге новые люди. Они были совсем не похожими на коренных, таёжных жителей – немногословных, задумчивых, гордых, которые веками обживали здешние края, создавая свой быт, следуя порядкам, заведённым отцами и дедами. Охотились, рыбачили… Казалось, что никто их не потревожит. Местные жители всегда были безраздельными хозяевами тайги и её защитниками.
Бригадир-оленевод Наталья Данилова, которая встречала первых бамовцев в верховьях Сюльбана
На дальней стоянке
Первая зима на БАМе
Выступление Валентины Толкуновой на БАМе
Поэт Роберт Рождественский (верхний ряд, 5-й справа) на БАМе, в гостях у бригады Александра Бондаря (верхний ряд, 6-й справа)
Особенно впечатлил бамовцев приезд в 1979 году американского певца Дина Рида: он пел, стоя на крыше движущегося поезда.
Фурор произвел концерт артиста под открытым небом на сопке Фестивальная в Тынде, где собралось 25 тысяч человек, все рукоплескали и подпевали певцу.
Выступление Дина Рида на БАМе
На БАМе невест носили на руках не только от большой любви…
Несмотря на то, что подходящих условий для торжеств на стройке не было, свадьбы проходили шумно и весело.
Детский сад юных бамовцев
Последний и, по утверждению строителей, самый сложный на всей трассе - Читинский участок БАМа.
Он составляет 330 километров. Для того, чтобы на забайкальской земле могла состояться укладка «золотого звена» и стыковка рельсов восточной и западной части Байкало-Амурской железной дороги, первопроходцам предстояло перешагнуть через Удоканский хребет и пробить тоннель сквозь толщу Кодарского хребта.
Магистраль идёт вперёд
На забайкальской земле Байкало-Амурская магистраль поднялась на самую высокую отметку. Здесь она прошла по карнизу Удоканского хребта, преподнося строителям немало коварных сюрпризов. Это мощные наледи, почти сплошная вечная мерзлота, обширные подземные водоёмы, реки, которые в паводки превращаются в бурные потоки, каменные осыпи с горных круч…
Чтобы здесь пошли поезда, потребовалось переработать и отсыпать 60 млн. кубических метров грунта, проложить 350 км автодорог, соорудить 174 больших и малых железнодорожных моста и 184 водопропускных трубы, пробить Кодарский тоннель, длиной 1940 метров, возвести 4 станции и 14 разъездов. В среднем на каждый километр трассы пришлось по два искусственных сооружения.
На читинском участке было прорублено 60 тысяч гектаров просек под строительство ЛЭП220, которая в короткий срок принесла энергию Усть-Илимской ГЭС.
Стремительно росла и расправляла плечи магистраль, поднимались насыпи, сооружались мощные мосты, сводились в один берег стремительные реки, и ложились на землю стальные звенья. Вместе с ней мужали и крепли её строители, прирастали к новой земле. Люди строили дорогу, дорога строила людей, закаляла их мужество. Люди БАМа стали поистине его золотым фондом. Им, преодолевшим бесчисленные трудности северной стройки, стали по плечу любые задачи.
Более десяти лет шёл многотысячный и многонациональный коллектив бамовских строителей к «золотой» стыковке.
Балбухта. 29 сентября 1984 год
Как будто сама природа подсказала место встречи двух бригад путеукладчиков. Стиснутая с двух сторон тайгой, дорога вышла здесь на ровную площадку. У подножий заснеженных сопок серебрятся на солнце ажурные опоры ЛЭП, белеют покрытые инеем телеграфные провода, по которым долгожданная весть о трудовом подвиге разнесётся по просторам Родины и по всему миру. Легкий морозец и припорошенные первым снежком рельсы, тысячи собравшихся, вспышки сотен камер. Слезы, которые вытирали украдкой суровые бородатые мужчины.
Так завершилась самая большая отечественная стройка двадцатого века — БАМ.
Этот заветный час навсегда вошёл в историю стройки.
Куанда. 1 октября 1984 год
Нечасто можно увидеть слёзы на суровых лицах мужчин… Здесь это были слёзы радости и гордости людей, проложивших в непроходимой тайге и болотных марях стальную ветку железной дороги.
Герои Социалистического Труда. Слева направо: бригадир монтёров пути Александр Бондарь,
начальник ГлавБАМстроя Мохортов К.В.,
бригадир монтёров пути Иван Варшавский на трибуне во время праздника
Иван Варшавский
Александр Бондарь
Бригады А.Бондаря и И.Варшавского в Куанде
И в Балбухте, и в Куанде установили памятники, посвящённые этому событию.
Но если в Куанде он официально-монументальный, то в Балбухте стоит тот, который придумали сами строители, - две сходящиеся рельсовые колеи, на шпалах - названия станций, пройденных бригадами.
27 октября того же года на всем протяжении магистрали было открыто движение поездов. Досрочное завершение укладки железнодорожного пути и открытие рабочего движения поездов на всем протяжении трассы стало убедительным подтверждением возросшей экономической мощи страны, ее огромного научно-технического и духовно-нравственного потенциала.
Памятная стела на разъезде Балбухта, где произошла «золотая стыковка» рельсов двух прославленных
бригад монтеров пути И. Варшавского и А. Бондаря.
Стела представляет собой два железнодорожных
полотна, устремленных вверх, с перечислением станций западной и восточной части БАМа
Памятная стела на ст. Куанда символизирует соединение ключей Западного и Восточного участков БАМа, с двумя обелисками, на которых увековечены названия посёлков и станций, возведенных строителями
В постоянную эксплуатацию Байкало-Амурскую магистраль сдали только через пять лет — в ноябре 1989 года.
А полностью закончили строительство 5 декабря 2003 года с открытием Северомуйского тоннеля - сложнейшего объекта БАМа, самого протяжённого в России (15 343 метра) и самого технически сложного в мире.
На его создание потребовалось с перерывами 26 лет. Северо-Муйский хребет, входящий в состав Станового нагорья, считался практически непреодолимым препятствием для железной дороги: его высота достигает 2500 метров, он сложен структурой скальных пород, не имеет удобных перевалов.
На припортальных участках тоннеля находятся зоны многолетне-мёрзлых пород, а по его длине — неустойчивые трещинные участки, разломы, зоны мощных притоков воды, в том числе под давлением, с высокой температурой.
Весь район характеризуется высокой сейсмичностью.
Строительство Северомуйского тоннеля. 1993 год
Тоннель строился с двух сторон — с востока и с запада. Кроме самого тоннеля, были построены три вертикальных шахтных ствола, вдоль основного пути проло¬жена технологическая штольня и рудничная железная дорога для перемеще¬ния персонала. Общая длина горных выработок тоннеля — более 45 километров. Для поддержания микроклимата тоннель с обеих сторон снабжен воротами, которые открываются только для пропуска поездов.
Северомуйский тоннель
Памятная стела в честь окончания строительства Северомуйского тоннеля
с мемориальной табличкой о погибших строителях
Чертов мост грандиозен и красив
Поезда идут по БАМу
Это самый короткий железнодорожный путь к портам Тихого океана, в Южную Якутию. Благодаря этой железной дороге сокращается путь пассажирских и грузовых поездов в Приморье, Владивосток и Находку более чем на 200 км, в Ванино − почти на 500 км, в Якутию − на 600 км, на Сахалин, Камчатку, в Магадан − на 1000 км. Пассажиры поездов, проходящих по БАМу, могут за сутки проехать из Тынды в Хабаровск, за 5 суток− до Москвы, за 6 суток − до Кисловодска. Строительство Байкало-Амурской магистрали способствовало широкомасштабному хозяйственному освоению Дальнего Востока и Севера России. Без БАМа невозможно развитие экономики Сахалина и Курильских островов. Это транспортная связь с Японией, Китаем и Кореей. И сегодня строительство дороги продолжается – магистраль активно развивается и расширяется. Она имеет огромное экономическое и социально-политическое значение, обеспечивает транспортное единство всей российской территории − самой большой в мире. Днём рождения БАМа считается 8 июля 1974 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Юбилей магистрали - большое событие в жизни нашей страны не только для бамовцев. Для целого поколения советских людей эта дорога действительно стала дорогой жизни, символом романтики и трудового героизма. В эти праздничные дни строители Байкало-Амурской магистрали испытывают гордость от чувства сопричастности к чему-то необыкновенному, большому… К эпохе.
Июль 2014 года, г. Тында
Знаменитые бригадиры монтёров пути Иван Варшавский и Александр Бондарь. Друзья в обычной жизни,
соперники в работе, оба строили БАМ с самого начала. Бондарь стартовал в посёлке Звёздном Иркутской
области, Варшавский двигался навстречу с востока, из Тынды. Кстати, бригаде Бондаря принадлежит
мировой рекорд по скорости укладки железнодорожного полотна - 5,4 км в сутки
Золотое звено БАМа
ГКУ ГАДЛС ЗК, фонд № Р-388, опись № 1, дела №№19,20,25,28,32,41,49,50,
Фонд № Р-397, опись № 1, дела №№ 188,194,271,
Фонд № Р-472, опись №1, дела №№ 28,33,37,38,39,40,41,42,44,46,47,60,71, материалы видеохостинга YouTube и открытых источников.